Что поделать, опять горжусь женой 😇 8 февраля в нашей стране отмечался день российской науки. Современная наука многогранна, и одним из ее направлений является музыковедение. В Нижегородской консерватории сложилась авторитетная научная школа, представленная сегодня именами Т. Н. Левой, В. Н. Сырова, А. А. Евдокимовой, А. Е. Кром, Ю. С. Векслер и многими другими. В честь праздника мы решили задать несколько вопросов аспирантке третьего курса Алине Федусовой (научный руководитель – профессор, доктор искусствоведения Ю. С. Векслер), которая совсем недавно стала лауреатом III степени ХХ Международного конкурса "Холокост: память и предупреждение".
- Расскажите немного о том, как Вы пришли в науку
- Наверное, это прозвучит банально, но в науку я пришла совершенно случайно. Думаю, что главную роль здесь сыграли мои учителя, ведь мне всегда везло с моим окружением: ещё в школе у меня была учительница по литературе Юлия Сергеевна Ильичёва, которая организовывала учебные конференции по своим предметам и, наверное, тем самым воспитала во мне первые задатки будущего исследователя. Далее, наверное, я могу выделить Маргариту Михайловну Гусеву в Пензенском музыкальном училище, с которой мы сделали первую интересную работу «Мелодии в творчестве Шопена». Конечно, я должна назвать имя Панайкиной Татьяны Николаевны, с которой я занималась изучением И. Брамса. Конечно же, в консерватории моим самым главным наставником является мой научный руководитель Юлия Сергеевна Векслер, которая и предложила мне заняться темой «репрессированной» музыки. Как-то так случилось, что на первом курсе я изучала неизвестное произведение Хиндемита, которое попало под удар политики национал-социализма. После был неизвестный немецкий композитор Вальтер Браунфельс, ушедший во внутреннюю эмиграцию, поэтому совершенно закономерным стал переход к изучению творчества Виктора Ульмана – узника Терезиенштадта, который является одним из героев моего диссертационного исследования.
- Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Вашей теме, освещенной на конкурсе.
- Тема моей конкурсной работы «Музыка Терезиенштадта сквозь призму двадцати шести критических заметок Виктора Ульмана». Дело в том, что это один из самых важных, на мой взгляд, документов, который дает нам понимание, что происходило в этом лагере. Я хотела бы упомянуть, что Виктор Ульман перечисляет более семидесяти имён музыкантов, которые участвовали в культурной жизни лагеря, и некоторые из них больше не упоминаются ни в каких документах, поэтому свидетельство уникально. С другой стороны, важно, что оно было написано именно в самом концлагере, потому что когда мы изучаем тему музыки Терезиенштадта, мы в основном опираемся на воспоминания очевидцев, которые пережили холокост, а их воспоминания не лишены субъективности, искажения исторической ситуации. Это понятно, потому что многим из них приходилось делать вещи, которые совсем не хотелось делать – сама ситуация вынуждала совершать такие поступки, ведь каждый боролся за выживание. В этом смысле, работа Виктора Ульмана лишена приукрашивания, потому что он писал эти заметки либо для себя и для своих друзей, либо для всех узников Терезиенштадта, а не для создания истории, чем занимались после освобождения выжившие.
- По Вашему мнению, насколько важно участие в подобных конкурсах?
- Для меня участие в этом мероприятии стало важным событием, потому что я нашла своих единомышленников, которые рассматривают холокост с позиции других наук. На конференции выступали филологи, юристы и, конечно же, историки. Ракурс их исследований серьёзно расширил мои собственные представления об этом историческом периоде, явлении антисемитизма и, в общем-то, сформировал серьёзную почву для моего собственного исследования. Конечно, на третьем курсе аспирантуры формировать почву уже поздновато и тем не менее. Добавлю, что сама конкурсная ситуация здесь всё-таки вторична, потому что основная цель – сохранение памяти об узниках концлагерей, о жертвах национал-социализма.
Беседовала Нина Симонова
